Неточные совпадения
Для осуществления
социальной правды, для уничтожения эксплуатации человека человеком, для создания бесклассового общества совсем не нужно свободного творчества,
философии и эстетических ценностей, вредна религиозная и мистическая настроенность, противоречит цели
социальной революции аристократическое понимание духовной культуры.
Но роль моя связана была главным образом с тем, что я хорошо знаю марксизм, критиковал марксистскую
философию, но признавал в марксизме некоторую
социальную правду.
Я больше всего любил
философию, но не отдался исключительно
философии; я не любил «жизни» и много сил отдал «жизни», больше других философов; я не любил
социальной стороны жизни и всегда в нее вмешивался; я имел аскетические вкусы и не шел аскетическим путем; был исключительно жалостлив и мало делал, чтобы ее реализовать.
Молодежь «Esprit» имела симпатию к персоналистической
философии, которой я был самым радикальным представителем, защищая
социальную проекцию персонализма, близкого к социализму не марксистского, а прудоновского типа.
Это неверно в отношении к
философии, но, может быть, отчасти верно в отношении к вопросам
социальным и политическим.
Его чуткость и восприимчивость относятся к сфере искусства, с которым он очень связан, к мистике, к
философии культуры и к вопросам
социальным.
Вл. Соловьев, который принадлежит, главным образом, теме о русской
философии, совсем не был чужд теме
социальной.
Социальная проблема у меня играет гораздо большую роль, чем у других представителей русской религиозной
философии, я близок к тому течению, которое на Западе называется религиозным социализмом, но социализм этот — решительно персоналистический.
Религиозная
философия охватывала все вопросы духовной культуры и даже все принципиальные вопросы
социальной жизни.
Очень скоро образовалось в русском западничестве два течения, более умеренное и либеральное, интересовавшееся, главным образом, вопросами
философии и искусства, восприявшее влияние немецкого идеализма и романтизма, и более революционное и
социальное, восприявшее влияние французских социалистических течений.
Некоторые марксисты, оставаясь верными марксизму в
социальной сфере, с самого начала не соглашались быть материалистами в
философии, они были кантианцами или фихтеанцами, т. е. идеалистами.
Утрата хозяйством художественного стиля ощущается как духовная его болезнь, вследствие которой возникает усиленное стремление художественно облагородить и осмыслить хозяйственный труд (этим, как известно, определяется пафос
социальной проповеди Дж. Рескина и его последователей [О Рёскине см. статью Булгакова «
Социальное мировоззрение Дж. Рёскина»
Вопросы
философии и психологии.
В этих спорах я был жестоким спорщиком, я отстаивал существование истины и добра, как идеальных ценностей, не зависящих от классовой борьбы, от
социальной среды, т. е. не соглашался на окончательное подчинение
философии и этики классовой революционной борьбе.
Я пытался соединить свою идеалистическую
философию с марксизмом в вопросах
социальных.
В
социальной мысли XIX века приближались к персоналистическому социализму у нас Герцен, на Западе Прудон, но
философия их была плохой.
Так, ценности религиозные и ценности
социальные должны быть признаны демократическими, ценности же, связанные с
философией, искусством, мистикой, культурой эмоций, должны быть признаны аристократическими.
Как уже было сказано,
философия жизни ведет к растворению человеческой личности в космическом и
социальном процессе.
Наоборот, познание в науках исторических и
социальных и в науках о духе и о ценностях, т. е. в
философии, носит менее общеобязательный характер именно потому, что предполагает большую духовную общность людей.
Но очень характерно для раскола русской культуры, что и большевики, и меньшевики, и все деятели революционного
социального движения вдохновлялись совсем не теми идеями, которые господствовали в верхнем слое русской культуры, им была чужда русская
философия, их не интересовали вопросы духа, они оставались материалистами или позитивистами.
Советская
философия есть
философия социального титанизма.
Революция была для них религией и
философией, а не только борьбой, связанной с
социальной и политической стороной жизни.
Были признаны права религии,
философии, искусства, независимо от
социального утилитаризма реальной жизни, т. е. права духа, которые отрицались русским нигилизмом, революционным народничеством и анархизмом и революционным марксизмом.
Старая духовность очень была сращена с устаревшими и неприемлемыми для нас формами
философии и науки, как и с устаревшими и неприемлемыми
социальными формами.
Характерно, что Булгаков в своей
философии хозяйства, которая для него есть часть натурфилософии, совсем не ставит
социального вопроса, религиозного
социального вопроса, который всегда есть вопрос о существовании неправды, несправедливости в мире, а не только греха.].